Зачем директора компаний "заводят" себе пиарщика?
Новомодная профессия менеджера по PR завоевала стабильные позиции на постсоветском пространстве. Дань моде или современные требования бизнеса, но сейчас почти во всех, даже самых маленьких компаниях существует специалист по связям с общественностью. Но очень часто, нанимая такого специалиста, руководители компаний сами не понимают, что пиарщик - это не секретарь и не специалист по общим вопросам. В этой статье пойдет речь о проблемах деятельности квалифицированных специалистов по связям с общественностью, которые понимают суть работы и несут профессиональную и социальную ответственность перед всеми аудиториями, с которыми приходится контактировать.
В должностной инструкции специалиста черным по белому написано: PR-менеджер относится к категории руководителей. Соответственно, пиарщик ведёт самостоятельную деятельность и принимает важные, "политические" решения, способные оказать влияние на дальнейшее направление развития компании. Но и ответственность за эти решения ложится на его плечи. В реалиях все оказывается довольно печально.
Современный российский бизнес, развивавшийся "на коленке", в одно прекрасное утро проснулся и начал на себя примерять западную модель менеджмента: "Что-то бизнес у нас не идёт… Наверное, нам надо придумать миссию компании и "попиариться". И тут начинается самое интересное. В штат компании принимается пиарщик - диковинный зверёк, от взмаха волшебной палочки которого, в срочном порядке должны увеличиться прибыли, клиенты стоять в очередях за дверями офиса, а телефонный аппарат разрываться от звонков.
Проходит время, а пиарщик задает глупые вопросы, сидит уже месяц за своим компьютером, ведёт кучу таблиц, пишет бумажки. Результата нет. Получается, что человеку платят деньги зря? Где же он, вожделенный результат? Важно понимать, что PR - это долгая песня, и, при грамотном подходе результаты могут быть самыми удивительными. Это кропотливая, ежедневная и монотонная работа по выстраиванию прочных и взаимовыгодных отношений с целевыми аудиториями компании, как внешними, так и внутренними. Это лицо компании, это способ общения с внешним миром. Это доверие, которое не завоевывается сиюминутно, а вызывается вследствии продуманных и точечных тактических ходов. И вся эта работа требует коллосальных усилий и времени. К сожалению, не каждый руководитель готов оказать полное доверие и позволить принимать решения специалисту по связям с общественностью. На этом этапе возникают первые трения. Пиарщик, опираясь на свой профессионализм и опыт, рекомендует выполнение определенных действий и предлагает способы продвижения, которые смогут дать положительные результаты для компании. Так же, он ограждает от выполнения некоторых действий, которые смогут нанести урон репутации компании.
PR-менеджер - это консультант. Точно такой же консультант, как юрист. Когда последнему дают договор на рассмотрение, и он визирует его, то у руководителя не возникает сомнений в правильности действий юриста. Так почему же, когда менеджер по связям с общественностью принимает решение о подаче материала в определенные СМИ, или о проведении специального мероприятия с определенной концепцией, то у руководителя возникает куча претензий? В данном случае речь идёт не о бюджете, который необходимо потратить, а именно о сути действий. Получается - руководитель сам лучше знает "что и как" делать, постоянно "тыкает" пиарщика, навязывает своё мнение и указывает направление деятельности специалисту. И это не самое страшное. Чаще менеджеру по связям с общественностью навязываются функции секретаря, функции бригадира над штатом уборщиц и водителей и многое другое. Все вполне логично и вписывается в рамки простой человеческой психологии. Владелец компании создавал своё дело сам, не спал ночами, соответственно, никто лучше чем он и не знает как вести бизнес. Тогда встаёт вопрос - зачем нанимать специалиста по PR? С таким же успехом можно принять в штат ассистента, который безоговорочно, не вставляя свои "5 копеек", будет выполнять всю работу.
Применять западные модели ведения бизнеса - это хорошо. Но применять их нужно научиться грамотно. Современный бизнес - это не базар. Современный бизнес - это ответственность. Ушли в прошлое лихие девяностые. С развитием Интернета всё сложнее стало утаивать информацию, и один неверный шаг компании может стать достоянием общественности, реакция которой непредсказуема. Для этого и трудятся ежедневно специалисты по связям с общественностью, шлифуя шероховатости, сглаживая неровности и предотвращая "поломки" бизнеса.
Принимая на работу пиарщика, руководитель должен быть готов к взаимодействию с этим специалистом и понимать суть его деятельности, прислушиваться к нему, научиться говорить и договариваться. Доверять. Без доверия не будет удовлетворения от совместной работы и результата. И прежде чем "завести пиарщика", ответить себе на вопрос - "Зачем?".